Как провоцировать естественные комментарии
Сегодня мы уделим внимание одному очень немаловажному фактору активности пользователей на сайте. Речь пойдет о естественных комментариях и о том, как лучше их спровоцировать. Большое количество комментариев положительно сказывается на продвижении сайта, так как значительно улучшает поведенческие факторы.

Каждый вебмастер хочет, чтобы его сайт или блог был посещаемым и популярным. С посещаемостью все вроде бы ясно – чем больше уникальных посетителей в сутки, тем лучше. Популярность – понятие более абстрактное, здесь все выражается несколько по-другому. Как правило, мерилом популярности является пользовательская активность (поведенческие факторы, которые мы уже неоднократно обсуждали). Активность пользователей, в свою очередь, проявляется в количестве и качестве оставленных под статьями и заметками комментариев (имеет значение их объем, осмысленность и другие факторы). Кроме этого активность может проявляться и в других формах (голосования, переходы по ссылкам и т.д.), но речь сейчас не об этом.
Согласитесь, что статья с большим количеством комментариев привлекает гораздо больше внимания со стороны других пользователей. Если комментариев мало или их нет вообще, то у случайного посетителя вряд ли возникнет желание поделиться своим мнением. Первым быть всегда сложнее. Если же комментарии уже есть и они осмысленны, будет действовать так называемый стадный инстинкт. Возникает логичный вопрос – как стимулировать пользователей к тому, чтобы они оставляли комментарии? Как заинтересовать их и сподвигнуть к активности?
Мы не будем обсуждать биржи комментариев, такие как Qcomment, например, где за символическую сумму можно привлечь фиктивных комментаторов, которые практически не читая ваших статей будут писать универсальные комментарии в позитивном ключе. Средняя цена такого комментария составляет около 3-5 рублей, а качество оставляет желать лучшего. Сегодняшняя статья посвящена провокации естественных комментариев.
Формат ресурса
Прежде всего, следует выбрать правильный формат интернет-ресурса (все это делается еще на этапе, предваряющем его непосредственное создание). Обычный информационный сайт, как правило, предполагает публикацию заметок, обладающих смысловой законченностью. В данном случае у людей просто не возникает необходимости задавать какие-то вопросы в комментариях и выражать свое мнение. Формат блога является более открытым, он располагает к дискуссии и обмену мнениями. При публикации заметки в блоге автор обычно поднимает какую-то неоднозначную тему, рассказывает о своей позиции по данной теме и как бы невзначай интересуется мнением читателей. Именно поэтому на авторских блогах оставляют намного больше комментариев, чем на стандартных информационных сайтах.
Довольно важное условие – это наличие удобной формы с комментариями. Ведь если пользователю будет сложно оставить комментарий с технической точки зрения, то вряд он ли вообще это сделает. Форма должна быть максимально простой, но и надежной (в плане защиты от спама). Что касается обязательных полей, то можно оставить лишь поле имени, поле для ввода самого сообщения и поле для капчи. В качестве капчи желательно использовать что-то не слишком мудреное, к примеру, ввод 4-5 цифр с картинки или решение простой задачки в одно действие. Будет очень хорошо, если форма позволит оставлять древовидные ответы к комментариям других пользователей, а также ставить «плюсы» и «минусы» (как знаки согласия или несогласия с тем или иным мнением).
Еще одним отличным вариантом будет установка виджета комментариев стороннего разработчика, например, ВКонтакте, Disqus и другие.
Формат статей
Теперь поговорим о самом главном – о контенте. В первую очередь, именно от публикуемых статей (их формата, тематики и манеры изложения информации) зависит желание пользователя оставить комментарий. Самые предпочтительные форматы статей – отзыв, рецензия, провокация, разоблачение. В первых двух случаях вы излагаете свое собственное мнение на какую-то тему или проблему. Соответственно, посетители могут разделиться на тех, кто с вами согласен и не согласен (между ними может начаться ожесточенная дискуссия). В случае с провокацией вы затрагиваете острую проблему, которая наверняка волнует многих посетителей. Сюда подойдут темы, связанные с событиями в мире, политикой, экономикой и т.д. Тема в формате разоблачения, как правило, посвящена какой-то известной персоне, у которой наверняка есть свои фанаты и ненавистники. При правильной подаче информации между ними должна разгореться дискуссия.
Статья, которую вы пишите для публикации, может не обладать логической завершенностью. Вы как бы оставляете ее открытой для размышлений. В данном случае полезно использовать риторические вопросы, обращения к читателям («А как вы думаете?») и другие похожие приемы. Стиль речи, который используется при написании статьи, не должен быть слишком сухим. Вполне можно использовать элементы разговорной речи, жаргонные слова или даже мат (конечно, в умеренных количествах). Данный прием позволит вам сблизиться с читателями, показать им, что вы являетесь таким же человеком, как они – со своим мнением, со своими эмоциями и мировосприятием.
Поощрение комментаторов
Последний момент, о котором можно рассказать – это поощрение комментаторов. Обязательно установите на главную страницу или в сайдбар специальный виджет, который будет отображать ники, а также аватарки пользователей, оставивших наибольшее количество комментариев. Оптимальное количество отображаемых пользователей – 5-7. Кроме того, можно устраивать конкурсы на лучшего комментатора с небольшим ценным призом для победителя. К примеру, можно подсчитывать общее число оставленных каждым пользователем комментариев на протяжении месяца и самому активному дарить 200-300-500 или больше рублей (тут все зависит от посещаемости и вашего бюджета).